Автоперевозки
по России
Железнодорожные
перевозки
Авиаперевозки Автоперевозки
по Москве

Изготовление катера из листов стеклопластика.

03.05.2012

У стеклопластика данные недостатки отсутствуют, однако изготовление катеров из него очень трудоёмкое. Для начала нужно сделать матрицу или болвана, затем отформовать пластиковый корпус, вклеить в него набор.

	Изготовление катера из листов стеклопластика.

Изготовление катера из листов стеклопластика.

Распространённая технология производства катеров и лодок из фанеры, с последующим покрытием их стеклопластиком, очень быстрая и недорогая. Однако со временем многие отказываются от неё, так как защитный слой пластика всё равно не может остановить набор фанерой влаги, повышение веса корпуса, что в итоге приводит к значительному снижению скоростных показателей глиссирующего судна. Ну и конечно – фанера имеет значительно более низкую прочность, по сравнению с монолитным стеклопластиком, а при недостаточной вентиляции и высоком влажностном режиме дерево подвергается атаке микроорганизмов и расслаивается.

У стеклопластика данные недостатки отсутствуют, однако изготовление катеров из него очень трудоёмкое. Для начала нужно сделать матрицу или болвана, затем отформовать пластиковый корпус, вклеить в него набор. Матрица хорошо окупает себя примерно за 4-5 лодок, но не всегда находятся столько желающих на одинаковые формы и размеры корпуса.

Можно применить и другую технологию. В принципе, корпус пластиковой лодки не отличается от модели с фанерной обшивкой. Для начала нужно установить на стапеле шпангоуты, сделанные из средней толщины фанеры (12-15мм), соединяя детали на «ус», упрочняя эпоксидным клеем. Затем в них вставляется киль и стрингера. Стрингера для днища лучше делать из дуба, а бортовые – составные из нескольких сосновых или еловых реек.

Подготовка материалов и смесей.

Всю внешнюю поверхность следует разбить на несколько участков, чтобы в пределах каждого его можно было бы обшить плоским стеклопластиковым листом. Из картона снимается шаблон, с каждого из участков, и в виде листов пластик будет выклеиваться на столе. Для того, чтобы изготовление катеров шло быстрее, можно использовать утюг или хотя бы фен для полимеризации. Работать с пластиком нужно на открытом воздухе, так как нагретые смолы весьма токсичны, и выделяют различные летучие частицы.

На столе раскладывается калька в качестве разделительного слоя, на неё укладываются несколько слоёв стеклоткани, а потом на ткань, максимально равномерно – эпоксидная смолу, заранее приготовленная по технологии, с пластификаторами и отвердителями. Наконец, всё это проглаживается утюгом. В результате вязкость смолы понижается и связующее входит во все слои стеклоткани. На некоторых местах связующего может быть недостаточно, и в этом случае наносится ещё одна порция смолы и всё снова проглаживается утюгом. Наилучшая пропорция, по весу связующих и стеклоткани – диапазон между 40:60 и 50:50.

Производство катеров лучше всего производить двоим, или даже троим, тогда, используя несколько утюгов, можно быстрее получить пластик нужного размера и прочности. Утюги время от времени очищаются от смолы, которая постоянно прилипает, при помощи сапожного ножа или рубаночного лезвия. Частичная полимеризация пластика наступает уже через 30 минут, материал становится жёстким. Утюг нельзя долго задерживать в одной точке, так как полимерная масса приклеится к нему, и деталь будет непригодной, не говоря о том, что утюг придётся чистить.

Обшивка корпуса стеклопластиковыми листами.

На той стадии, когда материал уже достаточно жёсткий, но всё ещё хорошо режется ножом, с ровными краями, на лист стеклопластика накладывают приготовленный шаблон, и обрезают по кромкам будущую заготовку. Те места корпуса, по которому проходит производство катеров, промазываются эпоксидным клеем, чаще всего это нужно делать несколько раз. Далее пластиковую заготовку кладут на корпус калькой наружу, и прикрепляют маленькими гвоздиками, чтобы все детали хорошо держались и плотно прилегали в местах склеивания. Наконец, шкуркой удаляют кальку с обшивки. Для этого можно применять обычную дрель, приклеив наждачку на фибровый диск.

Те листы, которые будут провисать между шпангоутами, приклеивать не нужно. Вообще, все заготовки остаются на солнцепёке или возле батареи отопления, чтобы проходила дальнейшая их полимеризация. Единственное, надо постоянно следить, чтобы жёсткость не достигла такой степени, что пластик не будет пробиваться мелкими гвоздиками, либо невозможно будет согнуть лист.

Примерно таким образом вся поверхность корпуса оклеивается листами, начиная с кормы. Кромки листов на стрингерах приклеиваются встык, те, которые на шпангоутах, ввиду малой толщины делаются внахлёст. Кромки не должны перекрывать толщину фанеры шпангоута.

Завершающие процедуры.

После этого шпаклёвкой заделываются неровности, корпус отдыхает пару дней, и становится готовым к зачистке. Ошкуренное судно готово к оклейке следующими слоями стеклоткани, до того, как будет достигнута оптимальная толщина. Вместе со смолой в последний слой добавляется краситель. В конце работ обшивка ещё раз шлифуется, окрашивается, и начинаются работы внутри корпуса.

С помощью такой технологии можно организовать производство катеров из стеклопластика более чем 10-метровой длины, которые даже при сильных ударах не будут давать течь. Ремонт же данной конструкции очень быстрый и простой, и возвращает все первоначальные свойства.