Автоперевозки
по России
Железнодорожные
перевозки
Авиаперевозки Автоперевозки
по Москве

Особенности управления положением самолета в пространстве

07.05.2012


Особенности управления положением самолета в пространстве

Сложность управления самолетом по сравнению с управлением, например, автомобилем определяется в первую очередь тем, что самолет имеет шесть степеней свободы - это поступательное движение в трехмерном пространстве и вращение относительно трех осей, которые проходят через центр тяжести объекта.

 Особенности управления положением самолета в пространствеБлагодаря этой особенности параметры, характеризующие движение самолета (высота, скорость и направление полета самолета), тесно связаны с параметрами, характеризующими его положение в пространстве (угол тангажа, курс и крен). Изменение одного из этих параметров влечет изменение других. Так, если наклонить продольную ось самолета вниз от положения, соответствующего горизонтальному полету, сразу же начнет уменьшаться высота полета и увеличиваться скорость; если создать крен, начнет изменяться направление полета и т. д.

Положение самолета в пространстве и режим полета контролируются соответствующими пилотажно-навигационными приборами, которые несут информацию, необходимую для того, чтобы пилотировать самолет вне видимости естественного горизонта и наземных ориентиров. Но воспринимать эту информацию можно по-разному. Можно, например, переводить взгляд с одного прибора на другой в порядке, в котором они установлены на приборной доске, или, как это делалось в недалеком прошлом, установить для каждого режима полета свою собственную схему, скажем определенную последовательность перевода взгляда, включив в нее все пилотажно-навигационные приборы.

Вариантов перевода взгляда для сбора информации с приборов можно придумать бесчисленное множество, но если эти схемы окажутся «не гибкими», они не будут рациональными, так как трудно учесть все факторы, определяющие действия летчика в таком динамичном и сложном психическом процессе, как пилотирование самолета по приборам.

Какой же порядок распределения и переключения внимания на приборы можно считать рациональным? Видимо такой, который обеспечит своевременное получение информации, необходимой для точного пилотирования самолета при минимальной затрате объема внимания. Чтобы разработать рациональную методику распределения и переключения внимания на индикаторы, необходимо проанализировать физические закономерности, которые устанавливают связь между положением осей самолета в пространстве, действиями летчика по сохранению определённого положения и показаниями пилотажно-навигационных приборов.

Источник: http://www.npmavia.ru/