Автоперевозки
по России
Железнодорожные
перевозки
Авиаперевозки Автоперевозки
по Москве

Эффективное функционирование и развитие транспортной системы

17.06.2012

Эффективное функционирование и развитие транспортной системы невозможно без выработки стратегии, определяющей ее миссию, цели и задачи. Первая попытка выработать такую стратегию в постсоветский период сделана в вышедшей в 1993 г. монографии министра транспорта того времени Б.Б. Ефимова "Система организации управления транспортно-дорожным комплексом России в условиях формирования рыночных отношений".

nochnoypereezd

В монографии определяется, что "стратегической целью государственной транспортной политики является в современных условиях формирование грузоперевозящей и пассажирообслуживающей систем, гражданина и грузовладельца, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей в перевозках, эффективное и безопасное использование ресурсов страны и отвечающих интересам общества в целом, 17, с.67]. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи, перечисленные ниже.
1. Формирование в ходе целенаправленного акционирования и приватизации предприятий транспортно-дорожного комплекса (ТДК) рынка транспортных услуг, развивающегося на основе конкуренции транспортных предприятий всех форм собственности.
2. Создание законодательно-правовой и нормативной баз функционирования транспорта, обеспечивающих эффективное взаимодействие транспортных и товарных рынков, равную доступность услуг общественного транспорта для всех граждан и экономических структур любых форм собственности, государственную защиту законных прав потребителей транспортных услуг, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды.
3. Формирование системы управления ТДК, основанной на сочетании принципов государственного экономического регулирования, хозяйственного самоуправления и широкого делегирования федеральных полномочий региональным органам управления.
4. Переход от государственного распределения ресурсов к использованию механизмов рыночного саморазвития предприятий ТДК и целевой государственной поддержки социально важных услуг транспорта, в первую очередь - в интересах малообеспеченных слоев населения.
5. Создание условий для опережающего развития транспортного потенциала в интересах беспрепятственного развития рыночной экономики. Техническое перевооружение ТДК путем реализации высокоэффективных транспортных технологий и технических средств, преимущественного развития инфраструктуры, создания логистических, транспортно-распределительных и терминальных систем.
6. Интеграция ТДК России в мировую транспортную систему как условие эффективного обеспечения внешнеэкономической деятельности и источник валютных доходов. Создание системы устойчивого транспортного взаимодействия со странами СНГ.
7. Повышение уровня транспортной безопасности, стабилизация и постепенное снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе реализации комплексных федеральных, региональных и местных целевых программ.
8. Обеспечение развития кадрового потенциала ТДК в соответствии с требованиями рыночной экономики, создание на транспорте благоприятной социально-профессиональной среды, обеспечивающей его бесперебойное функционирование.
9. Обновление научного потенциала транспортно-дорожного комплекса как интеллектуальной основы проводимых на транспорте преобразований.
В указанных выше целях и задачах просматриваются две особенности: 1} несомненное новаторство в части, касающейся формирования грузопроводящей и пассажирообслуживающей систем, гражданина и грузовладельца. 2) очевидная преемственность в требованиях к транспорту в части полного и, добавим, своевременного удовлетворения потребности в перевозках в интересах общества в целом.
Ориентация на формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей систем не подкрепляется какими-либо обоснованиями: несущий каркас этой системы практически сформирован за 300-летнюю историю регулярного торгового мореплавания, более чем 150-летнюю историю железных дорог и за долгие 130 лет активной работы ведомства путей сообщения. В условиях, когда перевозки на всех видах транспорта упали практически вдвое и тенденция их снижения сохраняется, наращивание производственных мощностей транспорта вряд ли можно считать задачей первостепенной важности, не говоря уже о стратегической цели транспортной политики.
Вызывает немало вопросов и вошедший в научный оборот термин гранспортно-дорожный комплекс России, поскольку косвенно предполагает отдельное существование транспортного и дорожного комплексов. Действительно, для автомобильных перевозок возможно раздельное существование автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, но для таких видов транспорта, как водный, воздушный, трубопроводный и, особенно, железнодорожный, путевое хозяйство является их неотъемлемой составной частью.
В формулировке задач главенствующими, ключевыми понятиями являются рыночные отношения, акционирование и приватизация, законодательно-правовая и нормативная базы, государственная поддержка социально важных услуг, интеграция в мировую транспортную систему. Перечисленные задачи, на наш взгляд, слабо увязаны со стратегической целью транспортной политики а представленной формулировке.
Весьма спорной является и предложенная система приоритетов. Например, в формулировке 6-й задачи сделан упор на "интеграцию ТДК России в мировую транспортную систему", а уже потом "создание системы устойчивого транспортного взаимодействия со странами СНГ'. С нашей точки зрения, на первом месте должна стоять интеграция национальных транспортных систем в рамках СНГ, так как эти вновь образовавшиеся системы в недавнем прошлом составляли единое целое и полностью совместимы (технически, технологически, организационно и экономически). А вот вхождение в мировую транспортную систему могло бы быть следующим шагом, так как здесь гораздо больше трудностей и нерешенных вопросов как технико-технологического, так и организационно-правового характера. В любом случае это требует значительных затрат и длительного времени. В условиях астрой нехватки средств на поддержание нормального функционирования отечественной транспортной системы подобные задачи выглядят недостаточно убедительно и реалистично, что и подтвердилось в дальнейшем.